Первый период истории епархии

Чимкентская епархия Казахстанского Митрополичьего округа – ровесница независимости Республики Казахстан (образована 31 января 1991 года).

 

Несмотря на сравнительно молодой по историческим меркам срок существования епархии, история христианства на земле Южного Казахстана насчитывает много веков.

Известный казахский ученый-археолог профессор К. М. Байпаков утверждает: «В мировоззрении народов древнего и средневекового Востока Христианство занимает особое место, сохраняет свое влияние и авторитет даже после утверждения Ислама. В этом отношении Казахстан не является исключением».

 

В исторических преданиях об апостольской проповеди можно найти указания не то, что семена христианства в Центральную Азию были принесены уже в I веке ближайшими учениками Господа Иисуса Христа. В числе апостолов, кто, возможно, сам посещал эти края или направлял сюда своих последователей, называют имена святого Фомы и Андрея Первозванного.

Иконы святых апостолов Фомы и Андрея Первозванного

 

По свидетельству житийных текстов апостола Фома и Андрей благовествовали бактарам, гирканам, парфянам и сакам – предкам современных народов Центральной Азии и Казахстана.

Карта Великого шелкового пути.
300 год до Рождества Христова — 100 год по Рождестве Христовом

В III – VI веках по Рождестве Христовом в Центральной Азии начинается активное распространение христианской веры. Учреждаются епископские кафедры в Мерве, Самарканде, Невакете, создается знаменитое Хорезмийское архиепископство, входившее в состав Антиохийского патриархата. Немало было последователей христианства и в обширной Эфталитской империи, занимавшей территорию от Восточного Туркестана до Каспийского моря.

В этот период на территории современного Казахстана складываются особые отношения между представителями разных народов и последователями разных религиозных взглядов – общим законом для всех жителей Центрально-Азиатского региона становится веротерпимость. Именно поэтому сюда бегут, спасаясь от гонений, христиане из Персии и иных стран. Факты существования развитых христианских общин в этом регионе подтверждаются археологическими раскопками.

 

В апреле 2006 года в ходе проведенных археологических работ на территории городища Древний Тараз (Южно-Казахстанская область) были обнаружены остатки христинского храма. О многочисленных церквах у бактрийцев, гуннов, персов и индийцев упоминает в середине VI века византийский купец Козьма Индикоплов.

 

Немалую роль в распространении христианства сыграл в сове время Великий Шелковый путь, северное направление которого было перемещено в VI-VII веках на территорию Южного Казахстана и Семиречья, где находились главнейшие центры Западно-Тюркского каганата.

В VII-VIII веках в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось несторианское христианство. К этому времени относится также упоминание в одном из посланий несорианского патриарха Тимофея I об обращении в христианство тюрских народов, вероятнее всего карлуков. На рубеже IX-X веков была образована Карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали церкви, христиане проживали и в городах по Сырдарье.

В 1009 году христианство принимает самый культурный и сильный из степных монгольских народов кераиты. По преданию, кераитскому хану, заблудившемуся в пустыне, явился святой мученик Сергий и указал ему путь. Спасшийся от погибели правитель принял крещение с именем Маргуз (Марк). Он привел к вере весь свой 400-тысячный народ. В XII веке принимают крещение найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили.

В XIII веке наряду с несторианскими христианскими общинами в Восточном Туркестане возникают общины Сиро-яковитской Церкви.

Успех христианской миссии был обусловлен тем фактором, что проповедники обращались к народам Великой степи на их языках. Сирийским христианским просветителям удавалось найти в тюркской и монгольской речи слова, адекватно передающие высокие и сложные христианские понятия.

Христианство в Средней Азии оказывало влияние и на местные народные традиции. Это хорошо видно на примере особого способа захоронения – оссуарного. Так, местные христиане хоронили усопших в специфических оссуариях (костницах), украшенных изображениями крестов. Остатки таких оссуариев найдены в Таразе. Среди археологических находок на территории современного Южного Казахстана – керамическая посуда с сирийскими христианскими надписями, захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами, эпитафии и христианские символы на кайраках (надгробных камнях). Интересен обнаруженный на городище Тортколь-тепе близ современного Чимкента каменный сосуд VII или VIII века, служивший, очевидно, евхаристической чашей. На сосуде изображен Дух Святой в виде голубя, сходящий на Крест, и виноградная лоза – древний символ Христа. В Таразе найден обломок терракотовой иконы Спасителя с надписью на сирийском языке.

 

История ясно свидетельствует о христианском прошлом многих народов, населявших просторы Южного Казахстана, и органичном вхождении христианского духовно-нравственного и культурного наследия в цивилизацию Центрально-Азиатского региона.

В средние века в силу различных исторических обстоятельств несторианские и сиро-яковитские христианские общины постепенно исчезают, но в памяти народов, населяющих Центральную Азию, в традициях, обычаях, прикладном искусстве, устном творчестве сохраняются следы христианской культуры и этики.

Комментирование запрещено